Деволановский спуск: одесский постапокалипсис

04.Март.2018

Деволановский спуск в Одессе всегда славился своей необычной атмосферой. В свое время его называли Канавой. На нем проживали работяги, бродяги, воры и шулера, а также бездомные.

Существует версия, что это место описал в рассказе “Челкаш” Максим Горький. Улица была запечатлена в таких фильмах, как “Белеет парус одинокий”, “Волны черного моря” и “За власть советов”.

У спуска трижды менялось название. Его именовали “Левашовским” в честь графа Владимира Левашова, который был градоначальником Одессы в 1876-1878 годах, “Вакуленчука”, как дань памяти Григорию Вакуленчуку – организатору восстания на “Потемкине”. В 1995 году он обрел название “Деволановский” в честь Франца де Волана – самого знаменитого архитектора Одессы. Странно, что улица, названная в честь коллеги по цеху де Рибаса, имеет более ухоженный вид.

Еще эта местность именуется Карантинной балкой. Начиналась она в районе Куликового поля и вела к Карантинной гавани порта, заканчиваясь на Таможенной площади. В балке было несколько водотоков, которые со временем засыпали и застроили.

Над балкой возвели 7 мостов, из которых “в живых” осталось только три. На улице Еврейской остались фрагменты моста Сикарда, построенного по имени близкого друга Ришелье и Пушкина – негоцианта Карла Яковлевича Сикарда.

Во времена советского правления на Деволановском спуске находился приборостроительный завод “Эпсилон”, который в 90-ые года отправили на покой. Его масштабные руины в первую очередь бросаются в глаза туристам и жителям города.

Перейдем от изысканного прошлого к хмурому настоящему. Вонь от канализации чувствуется особенно хорошо летом, и смутные “нотки” распознаются зимой. Поэтому прогуливаться по спуску желательно в холодный сезон.

Контраст между новостроями и старыми домами заметен моментально. Вот слева – бизнес центры и отель, а вот справа – прекрасные руины зданий начала 20 века.

Пройдя квартал, можно увидеть старейший мост Одессы – Новикова. Открыт он был в 1824-ом году. Проект возведения представил одесский инженер Жюст Гаюи, а строительством руководил архитектор Александр Дигби.

Стены зданий изрядно разукрашены граффити. Кроме обычных “толстопузых” надписей есть и достаточно художественные работы.

Второй мост называется Коцебу в честь Новороссийского генерал-губернатора Павла Коцебу. Его архитектором выступил Ландесман С.А. в 1889-1892 годах. Каркас объекта был изготовлен в Париже, что отображается на его внешнем виде. Посреди виадука находится старый герб Одессы с мальтийским крестом императора Павла 1.

Люди покидают обветшалые дома. Летом спуск оккупируют бездомные и любители острых ощущений.

Особый антураж создает вывеска заброшенного ночного клуба Cristal Palace в одном из помещений завода.

И третьим мостом, о котором мы расскажем в материале, становится Строгановский. Он считается самым длинным в городе, протяжностью 120 метров. Строился он в 1853-1863 годах. Архитектором возведения считается Гонсиоровский Феликс Викентьевич. К сожалению, та конструкция, которую мы можем с вами наблюдать сейчас, является “новым” мостом, заменившим старый в 80-ые. Нагрузка трамвайных путей и грунтовые воды расшатали первоначальное сооружение, хотя специалисты утверждали, что максимум ему требуется реконструкция.

Трудно сказать, что ожидает этот район. Учитывая его антисанитарное состояние и циклопические развалины, ставшие приютом для девиантных элементов. Конечно, своя романтика в нем присутствует. Любители индустриальной архитектуры и постапокалиптических пейзажей будут чувствовать себя, как рыбы в воде. Обычные же граждане, которые около Деволановского спуска не проживают, появляться на нем не станут.

В ноября 2017 года издание “Южный курьер” опубликовало проект реконструкции спуска.

“Это будет даже не ремонт, а создание пешеходной улицы и туристического маршрута, будет новая кладка мостовой и капитальная реконструкция фасадов зданий. Восстановление зеленых насаждений и установка уличной мебели – это будущее Деволановского спуска”, – заявил главный архитектор и автор проекта Александр Голованов.

Будем надеяться, что в Одессе появится новое туристическое место и планы будут реализованы. Однако хватит ли на это денежных средств? В целом, если кто-то желает посетить исторические заброшки 19 и 20 веков и немного пощекотать себе нервы, то Деволановский спуск – это явно его выбор.


Антон Визковский

для ИНФОРМАТОРа




загрузка...

Comments are closed.

Analytics Plugin created by Web Hosting