Возможно ли потопить авианосец?

11.Январь.2019

В юго-восточной Азии продолжается обострение ситуации, вызванное ползучей экспансией Китая. Она заключается в том, что посреди моря, в мелких местах, китайцы насыпают искусственные острова с тем, чтобы объявить воды вокруг них – территориальными, со всеми вытекающими последствиями.

Более того, первое, что строится на таком острове – инфраструктура военной базы. Таким образом, Китай выносит свои форпосты в открытое море и таким способом аннексирует акваторию международных вод. Понятно, что это нарушает сложившуюся практику поведения в международных водах и вызывает противодействие стран, считающих себя мировыми морскими державами. В первую очередь, это касается США.

Авианосец

В ответ на действия Китая Штаты ведут жесткую дипломатическую борьбу и демонстрируют тщетность претензий КНР на подобный захват кусков моря. Регулярно, рядом с такими новостроями, проходят группы военных кораблей ВМФ США, Великобритании и других стран, а по дипломатическим каналам Китай получает предупреждения о том, что любые попытки ограничить коммерческое судоходство приведут к абсолютно негативным экономическим, политическим и военным последствиям.

Понятно, что основной ударной силой ВМФ США являются ударные авианосные группы, которые уже сами по себе являют проблему для любого противника, а когда таких групп скапливается не одна, а тем более – три, в одном месте, то тут почти наверняка начинается активная фаза военного противостояния. Поскольку Китай не имеет адекватного ответа именно в плане количества и качества АУГ, он избрал асимметричную тактику противостояния. Понятно, что насыпанный остров становится подобием непотопляемого авианосца, а с другой стороны, китайские военные и инженеры работают над системами вооружений, которые могли бы прорвать противоракетную оборону ордера АУГ и поразить авианосец. Из этой серии знаменитая гиперзвуковая ракета «Дэньфен-21», которая присутствует на всех последних военных парадах, проводимых народно-освободительной армией Китая.

Более того, у китайской армии уже четко сформировалась идея-фикс о борьбе с авианосцами США. На это направлены помыслы, огромные средства и усилия. На одном из мероприятий, проводимом высшим руководством китайского ВМФ и представителями соответствующих подразделений ВПК военно-морской теоретик, контр-адмирал Лу Юань, сформулировал парадигму противостояния китайского и американского флотов. Сказал он примерно следующее.

«Соединенные Штаты боятся больших одновременных жертв. Потопив всего лишь один авианосец, можно уничтожить около пяти тысяч американцев. Потопите два авианосца, и вы удвоите плату. Вот тогда вы увидите, какой шок испытает Америка, потеряв сразу десять тысяч матросов».

Из этого следует, что планы противодействия американскому авианесущему флоту исходят из того, что в зоне конфликта американцы привычно сконцентрируют минимум – две авианосные группы, а на борту современного авианосца класса «Нимиц» действительно находится около пяти тысяч человек личного состава. В связи с этим, в Китае считают, что решительно атакуя именно основные цели – авианосцы, можно достичь успеха путем одновременного уничтожения десяти тысяч военнослужащих США, что приведет к выходу США из конфликта. Очевидно, что такие расчеты основаны на применении не ядерного оружия, поскольку в противном случае указанная тактика утратит любой смысл. Штаты имеют просто колоссальное превосходство перед Китаем, как по ядерным боеголовкам, так и по средствам доставки и их разнообразным системам. Таким образом, речь идет об атаке на авианосцы обычными системами вооружений.

Однако, именно в боевых условиях последний авианосец был потоплен в феврале 1945 года. Тогда, после налета камикадзе был поврежден и затонул авианосец USS Bismarck Sea, а всего США потеряли во Второй Мировой Войне 12 авианосцев, которые были потоплены японцами. С тех пор таких случаев не было. Кроме того, со времен окончания той войны, авианосцы претерпели существенные изменения, как по технологии изготовления, так и габаритам. В самом деле, былые авианосцы кажутся недомерками, в сравнении с теми, что сейчас бороздят воды океанов. Они стали супер-авианосцами, и не то, что ни разу не были потоплены, но их даже никто не смог атаковать.

В общем, уничтожить современный супер-авианосец – довольно сложная задача.

Хотя бы потому, что корабли его ордера и авиакрыло палубной авиации сделают все, чтобы ликвидировать угрозу авианосцу еще на дальних подступах. Но даже если все эти меры будут недостаточными и авианосец таки пропустит попадание современного противокорабельного средства, то неизвестно, как он себя поведет и насколько надо постараться противнику, чтобы отправить эту махину на морское дно.

Очень похоже на то, что теоретики ВМФ США опередили коллег из Китая на пару десятилетий и задались теми же самыми вопросами, о возможности уничтожения супер авианосца не ядерными средствами поражения, и соответственно – его живучести. Со времен Второй Мировой Войны эти вопросы решались исключительно в теоретической плоскости и путем моделирования. Теория давала представление о том, как будет себя вести корабль при тех или иных повреждениях его корпуса, но открытым оставался вопрос о том, к каким повреждениям смежных отсеков и коммуникаций может привести реальный взрыв, и как это отразится на общей живучести корабля.

Оказалось, что вплоть до авианосцев класса Нимиц, эти вопросы базировались исключительно на теории, но когда встал вопрос о начале проектирования новой серии авианосцев, известной сейчас по имени головного корабля серии «Джеральд Форд», заказчик – военно-морской флот, потребовал более точных данных по поводу живучести, а значит, и безопасности авианосца. В результате было принято решение о проведении практических исследований живучести корабля такого размера и такого формата. Понятно, что никто не станет отправлять на дно действующий авианосец, тем более – с ядерной энергетической установкой, но что-то подобное решили устроить.

Надо заметить, что американцы очень аккуратно и постепенно выводят из строя устаревающую технику, особенно – дорогостоящую. Обычно ее отправляют на базу хранения, где тщательно консервируют. Это касается не только кораблей или самолетов, но и другой техники. В случае возникновения военного конфликта и необходимости быстрого наращивания всех вооруженных сил или их части, эту технику очень быстро выводят из консервации, заправляют, заряжают, обеспечивают личным составом и уже через несколько недель она снова в строю. Кроме того, часть этой техники может быть передана партнерам и союзникам, в случае крайней необходимости.

В период между 1990 и 2000 годом, были выведены на консервацию все авианосцы с не ядерной энергетической установкой. Это была линейка прославленных авианосцев, получившая свое название по первому кораблю серии USS Kitty Hawk (CV-63), на этой серии был закончен выпуск и проектирование авианосцев, работавших не на ядерном топливе. Среди них был и авианосец USS America (CV-66), ушедший в отставку после 31 года активной операционной карьеры. Он успел принять участие во вьетнамской войне, войне в Заливе и других операциях, в частности — Ливии.

Невзирая на то, что это был не атомный авианосец, он имел полное водоизмещение 81 тысячу тонн и длину 323 метра. То есть, габаритами он лишь немногим уступает современным авианосцам класса Нимиц и новейших, класса Джеральд Форд.

Как только было принято решение об использовании в испытаниях именно этого корабля, на флоте поднялась волна недовольства. Вспоминали боевой путь этого корабля и говорили о том, что корабль с таким названием нельзя расстреливать и топить. Но флотское руководство нашло правильные слова для пояснения своего выбора и кроме жесткого: «А разрезать его на лом, лучше? Пусть он останется целым, хоть и на дне моря», до вполне аргументированных речей. Так, заместитель начальника управления военно-морских операций адмирал Джон Натман сказал примерно следующее.

«USS America внесет последний и жизненно важный вклад в нашу национальную оборону, на этот раз в качестве платформы для испытаний и оценки последствий боевого огня. Наследие USS America послужит основой для проектирования будущих авианосцев — кораблей, которые будут защищать сыновей и дочерей, внуков и правнуков ветеранов Америки. Мы проведем множество всесторонних испытаний, путем обстрела выше и ниже ватерлинии, собирая данные для использования военно-морскими конструкторами и инженерами при создании будущего национального флота авианосцев. Очень важно, чтобы эти корабли были очень живучими, насколько это возможно.

Когда эта миссия будет завершена, USS America тихо уйдет в пучину моря. Я знаю, что USS America занимает особое место в ваших сердцах и прошу, чтобы вы поняли, почему мы выбрали этот корабль для этой последней решающей миссии, и правильно оценили критический характер ее последней службы».

В общем, американцы умеют уважительно пояснять необходимость подобных вещей и умеют слушать и понимать эти пояснения. Таким образом, план испытаний был утвержден, и они начались 19 апреля 2005 года почти в трехстах милях от побережья Вирджинии. Четыре недели корабль обстреливали различными видами боеприпасов и по различным его частям, изучая характер повреждений от каждого попадания. Причем, повреждения наносились как выше, так и ниже ватерлинии. Авианосец принимал забортную воду, но не тонул.

Четыре недели его молотили всем, что было в противокорабельном арсенале вооруженных сил США, но корабль так и не пошел ко дну. Это при том, что корабль был предыдущей и не самой совершенной, на то время, серии. Но корабли новейшей серии уже изначально учитывали результаты проведенных испытаний и надо полагать, что вопросы живучести там впервые отработаны именно на практических данных, полученных экспериментальным путем и которых не имеет ни одна страна, которая пытается строить авианосцы. В общем, пришлось его топить уже заложенной внутрь взрывчаткой. Теперь он находится на глубине, более чем на километр превышающей место упокоения Титаника. Так что добраться до него и посмотреть на результаты эксперимента будет крайне затруднительно.

Все это к тому, что Китай, к сожалению, а может и к счастью, перенимает не только технику бывшего совка и РФ, допиливая ее до новых кондиций, но и перенимает некоторый опыт гибридных подходов и приоритетов. В совке уже что только не было «убийцей авианосцев», и вот сейчас Китай тоже уселся на того же конька. Но практика показывает, что утопить современный авианосец только обычным вооружением — очень сложная задача, а новейший – еще более сложная, если вообще, выполнимая. Так что мечты о десяти тысячах американских трупов, могут обернуться большой неожиданностью для носителей таких идей, как это всегда было в истории войн.

АВТОР




загрузка...

No comments yet.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Analytics Plugin created by Web Hosting