Подпишись

* Вы будете получать самые интересные новости Украины

Трендовые новости
05 Дек 2021

Blog Post

Все рубрики

После Крыма – Беларусь: на кону будущее всей Восточной Европы | Everyday in Ukraine | Everyday in Ukraine 

01.Февраль.2017

Зима 2016 – 2017 стала рекордно холодной для отношений России и Беларуси.

Похолодание отношений наступало постепенно. В начале 2016 года в беларусском руководстве решили, что Москве можно платить за транзит газа не по ранее подписанному договору, а по современным рыночным расценкам. Надо признать, что момент для газового шантажа был выбран удачно: Россия вела активные действия в Сирии, восток Украины по-прежнему требовал особого внимания, но самое главное, в США приближались выборы президента. Назревала неопределённость, которой и воспользовались в Минске.

Минск привык с удивительной точностью чувствовать наиболее тяжёлые времена для России и именно в эти моменты выдвигать свои прагматичные требования. Другое дело, что подобный тон Минска стал весьма раздражать Москву.

Очень хорошо помнится 2008 год, когда в обмен на признание Абхазии и Южной Осетии беларусский истеблишмент потребовал от России 3,5 млрд долларов. Конечно, аргументировалось всё резким ухудшением отношений с Западом, но никакой реальной угрозы не было, так как этих самых отношений после разгона «Плошчы» в 2006 по сути и не существовало.

Вначале 2016 года в Москве пытались договориться. Только во втором полугодии, когда долг за газ перевалил за 300 млн долларов, Россия решила урезать поставки в Беларусь беспошлинной нефти на 5 млн тонн. По итогу года вместо 24 млн тонн нефти в страну было поставлено только 18 млн тонн. Это стоило экономике Беларуси нескольких процентов ВВП.

С первого взгляда может показаться, что это обычный нефтегазовый конфликт, которых с лихвой хватало и в предыдущие годы. Да и мотив понятен: братская Беларусь вновь требует на построение «социального» государства денег. Но сегодня есть ряд коренных отличий.

Противоречий в отношениях двух стран на этот раз скопилось немало:

  • 1. Никакой поддержки позиции России по Сирии.
  • 2. Непризнание воссоединения Крыма с Россией.
  • 3. Поставка Украине оружия, техники, топлива, ремонт её военной техники.
  • 4. Превращение Беларуси в контрабандный коридор для товаров, попадающих под российские контрсанкции.
  • 5. Одностороннее изменение визового режима с 80 странами с инфомированием России, но не с согласованием.
  • 6. Несмотря на скидки в 50%, Беларусь упорно использует для отгрузки своих грузов порты Литвы и Латвии.
  • 7. Посадка пророссийских блогеров и журналистов.
  • 8. Показательная выдача Лапшина (российского блогера) Азейбарджану за поездку в Нагорный Карабах.
  • 9. Отказ в размещении российской авиабазы в Беларуси.
  • 10. Ну и самое главное — демонстративный бойкот саммита ЕАЗС, неподписание таможенного кодекса.

Противоречия эти носят уже не столько экономический, сколько политический характер.

Расхождение во внешнеполитических взглядах Москвы и Минска стало заметным с 2008 года, когда Грузия была «принуждена» к миру российской армией, которая неожиданно для всех оказалась хорошо слаженной боевой машиной. Для официального Минска это стало весьма неприятным сюрпризом.

Непризнание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии было серьёзным тревожным звоночком для России, но должной реакции со стороны Кремля тогда не последовало. Объяснения Минска, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии нанесёт катастрофический экономический ущерб Беларуси, хоть и не соответствовали действительности, но были приняты Москвой. Россия очень дорожит своим статусом «собирателя» постсоветского пространства, и Минск здесь — краеугольный камень всей постройки.

Примечательно, что происходили все эти события на фоне восхождения на беларусский политический Олимп дотоле никому особо не известного бывшего полковника ГРУ Владимира Владимировича Макея.

Возможно, западником Макей стал ещё во времена учёбы на факультете иностранных языков, может, во время учёбы в Австрии или работе в Совете Европы.

Так или иначе, за годы его работы в качестве главы Администрации президента (с 2008 по 2012 годы) Беларусь медленно, но неуклонно уходила с пророссийских позиций. Здесь можно вспомнить Восточное партнёрство, активизацию отношений с Украиной и Польшей, странами Балтии. Изменилось отношение и к беларусскому национализму, который стал восприниматься не так агрессивно, как раньше. Началась мягкая беларусизация обучения, активно стала переписываться история Беларуси с акцентом на европейскую её составляющую.

С 2012 года и по настоящее время Макей является министром иностранных дел Беларуси. Эта должность дала ему возможность открыто посещать множество европейских стран. В отличии от многих беларусских чиновников и государственных деятелей, Макей персоной нон гранта не стал.

Точкой невозврата в отношениях России и беларусской элиты стала оккупация украинского Крыма Россией. Она ясно показала цену «гарантий» российских договоров о дружбе и суверенитете. В результате российской агрессивной политики беларусские западники во главе с Макейем смогли убедительно доказать Лукашенко агрессивную и хищническую позицию России по отношению к ее соседям. «Независимые» беларусские аналитические центры и некоммерческие организации активно стали публиковать материалы о нарастающей угрозе со стороны России, о готовящемся в Кремле плане государственного переворота в Беларуси.

Уже сейчас для беларусской политической элиты очевидно, что сохранить свою независимость и положение они смогут, только войдя в европейскую семью народов. Ведь со стороны Запада никакой угрозы для власти беларусской элиты нет. Запад всегда идёт на компромисс, а не бряцает оружием и не угрожает вводом войск и тем более не стремится оккупировать страну.

Так почему же Беларусь так важна России, что она готова платить миллионы долларов за мнимую лояльность? Как ни крути, главный стратегический ресурс Беларуси — её местоположение.

Территория Беларуси находится, по сути, в самом сердце «Междуморья». 150 км от Варшавы, 100 км от Киева, 35 км от Вильнюса. Не трудно понять, что в случае полного контроля Россией Беларуси стратегическое преимущество в регионе будет полностью на российской стороне. С территории Беларуси можно прекрасно контролировать ситуацию в четырех соседних странах. При таких условиях «Междуморье» не только невозможно технически, но и совершенно бесполезно.

Проект конфедерации «Междуморья» был придуман ещё в начале XX века Пилсудским как способ выйти из цикла вечной оккупации и разделов Польши имперскими Германией и Россией и вообще усилить позиции Восточной Европы на мировой арене.

Сегодня также существует проект создания «Междуморья» как общеэкономического и политического центра Европы, противостоящего как России, так и евробюрократии с экономической монополией Германии.

«Междуморье» предполагается в формате тесной конфедерации, общее население которой превысит 100 млн. Что вполне сопоставимо с человеческими ресурсами России. Объединение имеет все шансы стать мощнейшей экономикой Европы благодаря темпам экономического роста в Польше, а также ресурсам и промышленности Украины в совокупности с транзитной безальтернативностью, как для Европы, так и для России.

Все страны предполагаемого «Междуморья» давно и активно осуществляют политику взаимной интеграции, включающую в себя создание связанных транспортных артерий, чем сейчас и пользуется активно Минск, став центром продуктовой «контрабанды» в обход российских санкций, вплоть до создания общих военных подразделений, таких как Литовско-польско-украинская бригада.

Здесь нужно сразу сделать очень важный акцент. Все страны «Междуморья» (пока за исключением Беларуси и Украины) строго ориентированы на США и англо-саксонский мир вообще, как гаранта своего суверенитета и как своего исторического союзника. Тем более что администрация Трампа в Белом доме сегодня как никогда ранее близка к мировоззренческим установкам восточноевропейских правительств.

Усиление роли Восточной Европы крайне нежелательно для Западной Европы и для России. Именно поэтому они в определённой степени подыгрывают друг другу, сегодня они договариваются за Украину, завтра, возможно, за Беларусь. И так далее. Поскольку в России и в Западной Европе сохранился имперский подход к решению проблем периферийных, на их взгляд, государств. Западная Европа и Россия совершенно безапелляционно торгуют чужими территориями и человеческими жизнями в угоду своим, прежде всего, экономическим и политическим интересам.

Понимая, что Беларусь под оккупацией Россией будет лишь источником торга для Европы и России, в стране уже сегодня «маякуют» на Запад о возрастающем риске крымского сценария, когда в стране будут проводиться осенние российско-беларусские учения «Запад–2017».

В Беларуси не исключают, что российские войска воспользуются учениями, чтобы оккупировать страну и провести «референдум» о воссоединении с Россией. Если это произойдёт, то ситуация обострится во всём регионе, поскольку беларусских западников непременно устранят от власти, а на их место поставят советских реваншистов и безропотных марионеток Кремля.

Проект «Междуморья» потеряет своё значение, будет утеряна возможность стать реальной альтернативой Европейскому Союзу и это ослабит обороноспособность всей Восточной Европы перед российской агрессией. И тем более Украины. Ведь от беларусской границы до Киева чуть более 100 километров.

Беларусь, а точнее её территория, очень нужна России и она непременно воспользуется любой возможностью, что бы удержать её в своей сфере влияния, даже если для этого потребуется оккупация страны.

Андрей Кузнецов
для ИНФОРМАТОРа

загрузка…

Related posts