Кабинет министров Украины включил в программу стимулирования экономики для преодоления последствий Covid-19 75% инициатив для сектора транспорта и инфраструктуры, наработанных на платформе Центра экономического восстановления (ЦЭВ).

ЦЭВ — это объединение аналитических центров (think tank), независимых экспертов и бизнеса, сформированное на открытой платформе под эгидой Совета по вопросам экономического развития Украины при КМУ. В разработке плана антикризисных инициатив для поддержки транспорта и инфраструктуры активное участие принимал и Центр транспортных стратегий.

7 июля в Центре экономического восстановления прошла встреча с представителями правительства, секторов авиа-, авто-, железнодорожного, морского и речного транспорта и инфраструктуры, на которой были представлены предложенные антикризисные инициативы, с акцентом на тех, которые взял во внимание Кабмин.

В презентации антикризисных инициатив относительно транспорта и инфраструктуры рекомендуется обеспечить доступ транспортным компаниям к финансированию посредством снижения налогового давления, давления обязательств по арендным и лизинговым платежам. В совокупности с финансовой поддержкой предприятий отрасли со стороны государства такие меры позволят обеспечить жизнеспособность этих предприятий и сделают возможным постепенный выход из кризиса.

Для быстрого восстановления и развития транспорта и смежных отраслей рекомендовано создание независимого регулятора тарифов, пересмотр целей и ставок взимания и использования портовых сборов. Обновление регулирования рынка ОТК и закупки дорожных работ, по мнению разработчиков программы, также будет способствовать усилению конкуренции и повышению качества услуг, а гармонизация норм безопасности с международными нормами будет способствовать развитию водного транспорта.

Период кризиса рекомендуется использовать для подготовки предпосылок для роста путем проведения реформ железной дороги и АМПУ, запуска речной отрасли, обеспечения эффективного использования ресурсов и инвестиций для государственных транспортных и инфраструктурных компаний, расширения государственно-частного партнерства.

Как уже сообщалось ранее, в железнодорожной отрасли из-за замедления экономики по итогам первого полугодия 2020 года ожидается падение грузоперевозок на 5% (В интервью ЦТС руководитель УЗ сообщил, что падение ж/д грузоперевозок в мае составило до 20%, в июне — 8-9%). Поскольку большинство активов железной дороги критически изношены, это негативно влияет на стоимость, качество, скорость и безопасность перевозок. Для модернизации «Укрзализныци» необходимо инвестировать 30-60 млрд долларов до 2030 года.

По мнению экспертов, открытие рынка частной тяги поможет модернизировать подвижной состав с помощью частного капитала.

В вопросах морской отрасли отмечается, что украинские порты находятся среди самых дорогих в регионе Черного моря и по сравнению с мировыми аналогами. Сборы за самые распространенные в мире и в украинском морском грузопотоке сухогрузные суда Handymax и Capesize превышают мировые аналоги более чем в два раза. При этом сборы не обеспечивают улучшение морской инфраструктуры/услуг из-за их нецелевого использования.

В авиационной отрасли отмечено, что коронакризис остановил динамичный рост пассажиропотока украинских аэропортов, отмечавшийся в несколько последних лет. К тому же обращается внимание на то, что большинство отечественных воздушных гаваней (кроме самых крупных) требуют значительных инвестиций в модернизацию.

В качестве мер по преодолению кризиса в различных отраслях транспорта предлагается:

Освободить пассажирских перевозчиков от начисления и уплаты арендных и лизинговых платежей на период карантина и на 3 месяца после него.

Оказать поддержку национальным производителям дорожной техники за счет целевых кредитных программ и лизинга.

Освободить аэропорты и «Украэрорух» от уплаты налога на землю на период действия карантина и на 3 месяцев после его завершения.

Предоставить льготную кредитную линию «Украэроруху» и аэропортам с целью покрытия постоянных затрат на эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание, оборудование и другие обязательные меры по поддержанию сертификационной пригодности и обеспечению устойчивого предоставления аэронавигационных услуг.

Освободить от уплаты дивидендов государственные аэропорты Борисполь и Львов в 2020-2021 годах.

Освободить от налогообложения земли под железнодорожными путями и техническую зону вдоль путей.

Привлечь доходы УЗ из нетарифных источников, в том числе через активизацию продаж (аренды) непрофильных активов, реализацию металлолома.

Применить нулевую ставку НДС для авиационной отрасли на рынке внутренних перевозок; рассмотреть возможность расширить это мероприятие на все транспортные перевозки.

Освободить государственные грузовые авиапредприятия от уплаты дивидендов по 2019-2020 годах.

Направить часть Дорожного фонда на развитие железнодорожной инфраструктуры (2%), речной и авиационной инфраструктуры.

Создать и запустить работу комиссии по регулированию тарифов на транспорте. Предусмотреть публичность и прозрачность деятельности регулятора, обеспечить независимость за счет механизмов осуществления отбора в комиссию и финансирования.

Заморозить до конца 2020 или снизить тарифы УЗ на грузовые перевозки для поддержки грузоотправителей в кризисных условиях.

Запустить и расширить пилотные проекты с привлечением частного капитала в локомотивный парк.

Уменьшить ставки портовых сборов направления для стимулирования экономики за счет поддержки грузоотправителей. Внедрить экономически обоснованную модель портовых сборов на основе расходов, в том числе операционных (после оптимизации административных расходов АМПУ) и инвестиционных (на основе разработанных советами портов инвестиционных планов); уменьшить количество обязательных услуг.

Разрешить аэропортам самостоятельно устанавливать аэропортовые сборы и применять скидки к ним путем внедрения в Украине положений Директивы ЕС 2009/12.

Рассмотреть возможность создания национального авиаперевозчика для поддержки украинский авиастроительной промышленности и т.д.

ИСТОЧНИК