Интересный Киев: автодром «Чайка»

Давайте посмотрим на «Чайку» — какая она была и как выглядит сейчас.



Как все начиналось

Киевскую «Чайку» начали проектировать на исходе 60-х прошлого века — здесь предполагалось разместить мототрек, кольцо для авто- и мотогонок, а также картинговую секцию. Вплотную к автоспортивному комплексу был построен аэродром.
В те времена многие виды спорта, «полезные» для военных, входили в сферу влияния Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Потому автомото, парашютный и авиаспорт собрались в одном комплексе.
В 1971 году ДОСААФ и Автомобильная федерация СССР утвердили проект автодрома, разработанный по аналогии с существующими гоночными треками. Строительство началось в 1973 году, и через несколько лет под Киевом вырос новый автодром — один из самых современных в те годы даже по международным стандартам!

Первая очередь комплекса – кольцевая трасса и необходимая инфраструктура – была в основном закончена к лету 1975 г., и 27 июня там состоялись первые соревнования – чемпионат Украинской ССР. Уже 12 июля состоялся этап кубка СССР. «Чайка» стала вторым в СССР (после Бикерниеки в Риге) комплексом сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта.

Как «гонялись» тогда:
Александр Медведченко
Мастер спорта Украины, класс Формулы

В 1975 году у меня появилась первая гоночная формула Эстония 16-М — с москвичевским мотором. Сезон начинался рано, экипировки толковой не было, а в апреле однажды было так холодно, что я даже отморозил пальцы на ноге. Летом покусали осы: мы ездили в открытых шлемах, очки надевали какие попадутся — кто горнолыжные, кто мотоциклетные. А хорошо было то, что часто проводились гонки с большим количеством участников: спортсмены росли в жесткой конкуренции. Киевский автодорожный институт проводил регулярные гонки, а Харьковский автодорожный разрабатывал гоночные машины.

«Уши» Чайки

Киевская трасса отличалась самой интересной конфигурацией и наивысшей средней скоростью на так называемом «большом кольце» среди всех трасс СССР. Так, у «Чайки» были «уши» — петлевой участок, где направление движения трижды последовательно меняется на противоположное.

Вскоре «Чайка» стала чуть ли не самым популярным автодромом в СССР – тут проводились и местные гонки и этапы чемпионата СССР и международные гонки.



Но хватало и недостатков. Так как трасса была ограждена металлическими отбойниками прямо по краям асфальта, то есть в поворотах не было зон безопасности, то для мотогонок трасса являлась мало подходящей. Почти не использовался и мототрек – из-за низкой популярности спидвея.
Асфальтовое покрытие трассы было неровным и волнистым; некоторые опытные гонщики умели использовать эти неровности в качестве дополнительных упоров или ориентиров при прохождении поворотов, но для большинства они создавали лишь трудности при управлении.

После строителей вокруг трассы осталось много участков открытого грунта и куч щебня. Пыль с этих участков осаждалась на трассе, заметно ухудшая сцепление колес с асфальтом. Наконец, при трассе было только две очень небольшие трибуны для зрителей по обеим сторонам от судейского здания.

Но комплекс продолжал развиваться и в 1982—1983 годах появился так называемый «объединенный гараж» — комплекс спортивных боксов-мастерских, где и до сих пор трудятся многие мастера тюнинга. Тогда же начала активно работать картинговая трасса.


Спортсменам помогал ДОСААФ: финансирование, спортивные автомобили, колеса, шины, бензин, запчасти… Конечно, чтобы попасть на такое «соцобеспечение», нужно было войти в пятерку лучших в чемпионате Украинской ССР и попасть в сборную республики. А ведь на старт выходило по 30 машин в классе:чемпионат Союза собирал до 150 гонщиков!

Как «гонялись» тогда:
Александр Салюк
Заслуженный мастер спорта Украины

Мы с Леонидом Леоновым стали первыми, кто в 1982 году «вселился» в объединенный гараж. На тот момент мы уже были известными спортсменами, членами сборной УССР. Боксы позволяли больше времени уделять подготовке машин, ведь формально мы числились работниками различных автомобильных предприятий, а спортом занимались параллельно с работой. Но начиналось все весьма скромно.
Тридцать лет назад при каждом таксопарке, АТП или другом автомобильном предприятии была «секция» автомобильного спорта, своя команда.
Когда я оказался в команде одного из таксопарков, то поначалу и не думал о карьере гонщика: мне достаточно было возиться с машинами, в масле и грязи — я обожал эту атмосферу! А в первой своей гонке принял участие в 1976 году: тогда несколько участников соревновались на одном Москвиче, пытаясь определить, кто преодолеет большее расстояние на меньшем количестве топлива. Я даже вошел в десятку лучших, и с тех пор понеслось…
Главной проблемой для начинающих гонщиков в те годы было практически полное отсутствие тренировочного процесса. Все, что мы знали о технике езды, приходилось собирать по крупицам — или подсматривали, или подслушивали, или доходили своим умом, наблюдая за соперниками. А ведь спортсмены ревностно хранили свои секреты!

Закат

Во время этапа 1983 г. в аварии погиб польский гонщик Христиан Гроховский, после чего проведение Кубка Дружбы перевели в Бикерниеки. После этого состояние комплекса стало быстро ухудшаться. Попытки ремонта покрытия привели к тому, что к концу 1980-х гг. на протяжении круга чередовались как минимум три типа асфальта, различные по своим сцепным свойствам; покрытие при этом оставалось таким же неровным.

Приходили в негодность отбойники и ограждения вокруг трассы. Низким качеством отличались организация гонок и судейство. Не было рекламы – почти не было и зрителей. Однако из-за малого числа кольцевых трасс этапы чемпионатов СССР и некоторые традиционные гонки продолжали проводиться на Чайке вплоть до 1991 г. Последняя «большая» кольцевая гонка прошла здесь в 1998 году. И с тех пор все соревнования проходят только на укороченном отрезке трека — на «малом кольце».

Несмотря на то, что «Чайка» серьезно отстает от современных требований по безопасности, сейчас трасса действует и принимает различные гонки. Здесь проходят авто и мото чемпионат Украины по кольцевым гонкам, картингу, проводятся трек-дни. В 2001 была реконструирована картинговая трасса, которая теперь может похвастаться отличным покрытием. Кстати, это единственное место в Киеве, где можно проехать на прокатном карте по «настоящей» трассе.
Стартовая прямая «большого кольца» используется для драг-рейсинга, а на мото-треке проходят аматорские гонки. Понемногу идет ремонт и реконструкция комплекса. Жив и аэродром, который продолжает готовить парашютистов и пилотов.

В общем, «Чайка» живет, несмотря на растущие вокруг склады и офисы.

А к чему я вспомнил про историю «Чайки» ? Да потому как случайно увидел ее в кино, в совершенно  неожиданной роли – испытательного аэродрома. Об этом – во второй части рассказа.


Источники информации :
1) «Авторевю»
2) Сайт об автоспорте в СССР.
3) Фото гоночных автомобилей.
4) История советского автоспорта.

Взято в ЖЖ Интересный Киев

Next Post

Прототип Тараса Бульбы - Гетман Остап Гоголь

Сб Июл 28 , 2012
«…И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына», — описывал Николай Гоголь предательство сына в своей классической […]

Analytics Plugin created by Web Hosting